
1/2 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | 1 2 3 |
Достоевский и социализм: Как осчастливить человечество без Бога и Христа? Европа против России: Что отвечал Достоевский «ненашим» в обзорах мировой политики «Гражданина»? Невыдуманные совпадения: Был ли племянник Пушкина прототипом героя романа Достоевского? Из хроники рода: Семейная история Ивановых ― сестры, деверя, племянниц, племянников и родни писателя. Уроки морали: Как прибыльное издательское дело рассорило Толстых? Достоевский после гражданской войны: Что читали и как изучали произведения писателя в Крыму? In memoriam: Вспоминая Бориса Тихомирова (1952-2025)
Скачать номер (.PDF)
И. А. Есаулов
«Достроить» Вавилонскую башню? Достоевский и социализм
Аннотация В последние годы можно констатировать многочисленные попытки так или иначе «встроить» аксиологические установки Достоевского в теорию и практику социалистического строительства в нашей стране. При этом нивелируются кардинальные отличия этих установок, которые базируются на православном фундаменте, от атеистических (богоборческих) воззрений руководителей и идеологов социалистического государства. В статье на материале художественных и публицистических текстов писателя продемонстрирована противоположность православного мировидения и по видимости различных, но глубинно сходных отклонений от него. Приписываемая некоторыми постсоветскими философами Достоевскому его «концепция социализма», которую они напрямую соединяют с советской государственной практикой, ошибочна. Причина в том, что последняя не только вполне обходилась без Христа, но и, как показывают записи современников подобной практики (М. А. Булгакова, А. Ф. Лосева, И. Р. Шафаревича), была настолько открыто антихристианской (с насильственным государственным подавлением христианской свободы человека), что позволяла делать радикальные выводы о воплощении сатанинского духа. Однако же воинствующая дехристианизация — то, что сближает как западный «капитализм», так и советский «социализм». Это возвращение человечества к дохристианскому (а после прихода христианства в мир — антихристианскому) состоянию было пророчески предсказано Достоевским. То и другое на самом деле противоположно «русской идее» Достоевского и его заветным убеждениям.Ключевые слова Достоевский, социализм, католичество, атеизм, коллективизм, соборность, аксиологияDOI: 10.15393/j10.art.2025.8101
| ||
В. А. Викторович
Цикл «Иностранные события» Достоевского в контексте европейской проблематики «Гражданина» 1873–1874 гг.
Аннотация Цикл статей Ф. М. Достоевского «Иностранные события» в еженедельнике «Гражданин» 1873–1874 гг. остается одним из наименее изученных произведений писателя. Его осмысление возможно лишь в рамках контекстуального анализа, то есть соотнесения с другими публикациями данного издания о текущих событиях в Европе и их исторической подоплеке. Предлагаемая методика исследования исходит из презумпции коллективности редакционного творчества. Достоевский в данном случае выступает и как автор, и как редактор, координирующий формирование общей позиции издания. Внешнеполитическая платформа «Гражданина» выстраивалась, как показано в статье, публикациями С. А. Николаевского, В. П. Мещерского, Ф. И. Тютчева, К. П. Победоносцева, Н. Н. Страхова, чтобы затем аккумулироваться в цикле «Иностранные события» Достоевского. В результате «Гражданин» подводил читателя к пониманию истинных корней развивающегося на глазах политического кризиса в странах Европы. Разрушительные процессы, идущие во Франции, Италии, Германии, Испании, Австрии (разрыв власти и народа, обособление политических партий, победа государства над церковью, истощение национального единства, переходящее в хаос и смуту, утрата традиционных ценностей), как показывают авторы издания и затем сам редактор, проистекают из происходящего ментального слома, выразившегося прежде всего в нарастающем отчуждении Европы от христианства. Впервые так остро и откровенно в журналистике выразило себя ощущение происходящего цивилизационного переворота, трактуемого Достоевским как явление антихристианского «злого духа».Ключевые слова Гражданин, публицистика, иностранные обозрения, история Европы, судьба христианства, кризис цивилизации, положение России, прогноз ДостоевскогоDOI: 10.15393/j10.art.2025.8082
| ||
Н. А. Александрова
Послесловие к выставке «Князь Мышкин — племянник А. С. Пушкина»
Аннотация В 2024 г. в Государственном музее А. С. Пушкина состоялась выставка «Князь Мышкин — племянник А. С. Пушкина: литературный герой и прототип», приуроченная к 190-летию Л. Н. Павлищева, где впервые комплексно были представлены документы и реликвии из семейного архива Павлищевых — подлинные свидетельства общения и родственных связей Павлищевых и Достоевских. Отдельные факты биографии Л. Н. Павлищева подтверждают предположения о его причастности к формированию образа князя Мышкина. В статье описана история изучения павлищевского архива в контексте создания выставочного проекта. Данная научно-исследовательская работа с самого начала требовала нестандартных подходов, основанных на установлении родственных и дружеских связей с последующим составлением родословной (генеалогическая схема и поколенная роспись) дворянского рода Павлищевых. Важно было проверить и сопоставить генеалогические и биографические сведения из опубликованных и неопубликованных источников, что позволило обнаружить ранее неизвестные факты и избавиться
от тиражируемых заблуждений. В рамках исследования была проделана работа по поиску архивных документов и мемориальных предметов в музейных и архивных учреждениях и выявлены две основные части павлищевского архива: «московская» из семьи пушкинистов Л. Л. и А. Л. Слонимских и «питерская», принадлежавшая Л. Н. Павлищеву. При создании выставки хотелось показать все многообразие материалов, хранящихся в музеях и архивах, сделав основные акценты на предметы и архивные документы, напрямую или косвенно связанные с историей создания романа Ф. М. Достоевского «Идиот».Ключевые слова Пушкин, Достоевский, Павлищев, Павловск, прототип, князь Мышкин, Идиот, музей, Костыгов, иллюстрация, архивDOI: 10.15393/j10.art.2025.8121
| ||
И. М. Дробышевская, Б. Н. Тихомиров, Т. В. Панюкова
«…Особенно любил сестру, Веру Михайловну…» (сестра писателя В. М. Достоевская-Иванова и ее семья: дополнения к «Хронике рода Достоевских»)
Аннотация В статье представлены результаты архивных разысканий, посвященных семье средней из сестер Ф. М. Достоевского — В. М. Ивановой, которую, по свидетельству жены писателя, ее муж любил особенно сильно. Вводятся в научный оборот 24 метрических свидетельства о рождении, венчании и кончине членов семейства Ивановых, при чем актовые записи о появлении на свет всех тринадцати детей В. М. и А. П. Ивановых представлены с исчерпывающей полнотой, а для трех племянниц Достоевского впервые указываются точные даты рождения и смерти. В научный оборот также введено обнаруженное авторами в Центральном государственном архиве города Москвы (ЦГА Москвы) дело «О внесении в родословную книгу действительного статского советника Александра Павловича Иванова, с семейством», включающее в свой состав неизвестные прежде варианты формулярных списков мужа Веры Михайловны и их сына Александра. С опорой на новые архивные документы осуществлен критический анализ опубликованных ранее биографических данных о представителях этой ветви генеалогического древа Достоевских и сделаны коррективы, устраняющие ошибки и неточности, имевшие место в печатных изданиях, включая воспоминания А. М. Достоевского. Публикуемые архивные материалы восполняют серьезный источниковедческий дефицит, имеющийся в родословной росписи генеалогической ветви Веры Михайловны Достоевской-Ивановой, которая опубликована в фундаментальной «Хронике рода Достоевских» (2012), явившейся исправленным и дополненным переизданием классического труда М. В. Волоцкого «Хроника рода Достоевского» (1933). В статье также указаны десять московских адресов, где в 1846–1868 гг. квартировали супруги Ивановы, причем специальное внимание уделено адресам, где, навещая сестру и ее семейство, в 1859–1867 гг. не однажды бывал Ф. М. Достоевский. Отдельным аспектом исследования явилась разработка методики использования архивных материалов в генеалогических исследованиях, демонстрация на конкретных примерах необходимости критического отношения к определенному типу содержащихся в исторических документах данных (например, к возрасту лиц, указываемому в исповедных ведомостях, актовых записях о венчании и смерти, ревизских сказках и т. п.).Ключевые слова родословное древо, В. М. Достоевская-Иванова, Ивановы, Хмыровы, Проферансовы, Центральный государственный архив г. Москвы, метрическая книга, исповедная ведомость, формулярный список, ревизская сказка, М. В. Волоцкой, Хроника рода Достоевского, Хроника рода ДостоевскихDOI: 10.15393/j10.art.2025.8061
| ||
М. В. Михновец, Н. Г. Михновец
Издательский практикум Достоевских и Толстых: пересечения, сближения, отличия
Аннотация Статья посвящена издательской деятельности писательских жен — А. Г. Достоевской и С. А. Толстой. На основе документальных источников проанализирована история их знакомства и делового общения. Предпринятое впервые исследование избранных подписных книг А. Г. Достоевской на Полные собрания сочинений ее мужа подтвердило, что к середине 1880-х гг., времени встречи с С. А. Толстой, у петербургской издательницы была разработана эффективная система печати и продажи книг, с особенностями которой она охотно делилась с начинающей книжное дело женой Толстого. Но издательская деятельность С. А. Толстой имела свою специфику: ей, в отличие от А. Г. Достоевской, приходилось неоднократно преодолевать цензурные запреты. В статье сделано предположение, что публикация С. А. Толстой художественных текстов мужа, созданных до 1881 г., с одной стороны; и издание запрещенных текстов Толстого за пределами России, с другой, положили начало формированию в культуре последней трети XIX и ХХ вв. двух образов писателя: Льва Толстого-художника и Льва Толстого — религиозного мыслителя, общественного деятеля, бунтаря. Авторы выдвинули гипотезу о том, что одной из главных причин конфликта между Л. Н. Толстым и его женой, начавшегося со второй половины 1880-х гг., стала не издательская деятельность сама по себе, а ее феноменальный коммерческий успех. Косвенно встреча двух деловых женщин сыграла существенную роль в том, что Толстая, быстро воспринявшая издательский опыт Достоевской, чрезвычайно успешно вписалась в книжный рынок и, тем самым, вступила на путь противостояния с мужем. В Приложении к статье впервые опубликованы два письма С. А. Толстой к А. Г. Достоевской от 17 октября и 26 ноября 1885 г. (при этом уточнена датировка второго письма, неверно датированного А. Г. Достоевской), а также два письма Т. А. Кузминской, сестры С. А. Толстой, к вдове Достоевского, которые нуждаются в точной датировке.Ключевые слова А. Г. Достоевская, Ф. М. Достоевский, С. А. Толстая, Л. Н. Толстой, книгоиздание, книжная торговля, собрание сочинений, наследиеDOI: 10.15393/j10.art.2025.8161
| ||
С. В. Капустина
Крымская школа изучения Достоевского
Аннотация Развитие коммуникационных технологий стирает расстояния в масштабном научном полилоге исследователей творчества Ф. М. Достоевского. Однако в недавнем прошлом разыскания ученых из отдаленных уголков постсоветского пространства нередко либо оставались вне поля зрения российского достоевсковедческого сообщества, либо были представлены в нем лишь абрисно, то есть в отрыве от регионально развиваемого тематического направления. Особенного внимания в этом контексте заслуживает старейший университет Крыма, в стенах которого с 20-х гг. XX столетия осмыслялись вопросы творчества писателя, вводились в научный оборот архивные дополнения к его биографии. «Крымская веха» в судьбах потомков рода Достоевского также обнаруживает их контакты с сотрудниками Симферопольского пединститута, которым довелось
первыми оценить литературные способности младшего внука классика. В украинский период истории полуострова на кафедре литературы Симферопольского государственного университета (СГУ) имени М. В. Фрунзе (Таврического национального университета (ТНУ) имени В. И. Вернадского) активно развивалось направление «Достоевсковедческие штудии», инициатором которого стала кандидат филологических наук, доцент Г. А. Зябрева. С 1992 по 2014 г. под ее научным руководством было защищено шесть кандидатских диссертаций, в которых творчество Ф. М. Достоевского рассматривалось сквозь призму его православного мироощущения. Обозначенный период ознаменовался укреплением научных связей крымских исследователей с российским достоевсковедческим сообществом. В 2011 г. на полуострове впервые были проведены Международные научные чтения «Слово Ф. М. Достоевского в современном полилоге культур: национальное, региональное, универсальное (навстречу 190-летию со дня рождения писателя)», по материалам которого в 2012 г. был издан сборник статей. В настоящем исследовании предлагается экскурс в историю крымского достоевсковедения, начиная с 20-х гг. ХХ столетия по настоящее время. Он представляется практически необходимым для того, чтобы заполнить сведениями о работах крымских ученых библиографические лакуны, образовавшиеся как в современных наукометрических интернет-базах, так и в специализированных указателях литературы о Ф. М. Достоевском.Ключевые слова Достоевский, Крым, университет, достоевсковедение, исследователи, научная школа, научное направление, региональная наука, история науки, библиографияDOI: 10.15393/j10.art.2025.8081
| ||
И. С. Андрианова
«Человеко-встречи» Б. Н. Тихомирова: памяти выдающегося исследователя Достоевского
Аннотация Публикация посвящена жизни и деятельности выдающегося исследователя научной биографии и творчества Ф. М. Достоевского Бориса Николаевича Тихомирова (1952–2025). С его кончиной отечественная филологическая наука понесла огромную, невосполнимую потерю. Биография ученого полна удивительных, но неслучайных событий и встреч, невероятных открытий и выдающихся достижений в филологии. Огромная подвижническая работа Б. Н. Тихомирова в изучении наследия Достоевского не ограничивается его новаторскими научными трудами и организацией выставок и экспозиций Литературно-мемориального музея писателя в Санкт-Петербурге. Он вел активную работу по популяризации творчества Достоевского в мировом культурном пространстве: читал открытые лекции для посетителей музея, консультировал сценаристов и режиссеров, снимавших фильмы о Достоевском и его семье, выступал с докладами на всероссийских конференциях и международных симпозиумах. 6 октября 2025 г., в день сороковин исследователя, его коллеги обсудили, каким образом можно сохранить память о президенте Российского общества Достоевского, его трудах и деятельности. Среди мемориальных дел: составление библиографии работ и электронной библиотеки Б. Н. Тихомирова, подготовка рецензий на его книги, публикация не изданных им материалов, систематизация авторских комментариев, вышедших в разных изданиях Достоевского, и видео его выступлений на лекциях и конференциях, продолжение изучения Москвы Достоевского, родословия писателя и архива А. Г. Достоевской, организация 50-й юбилейной конференции «Достоевский и мировая культура», посвященной памяти ученого (9–11 ноября 2025 г.). В публикации использована личная переписка И. С. Андриановой с Б. Н. Тихомировым, а также материалы его страницы в социальной сети.Ключевые слова Б. Н. Тихомиров, Ф. М. Достоевский, В. С. Высоцкий, Е. Б. Чернова-Покровская, Я. С. Билинкис, Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, «Неизвестный Достоевский», памятьDOI: 10.15393/j10.art.2025.8141
| ||
В. Н. Захаров
Жизнь вечна! Вспоминая Бориса Тихомирова (10.12.1952–28.08.2025)
Аннотация Борис Николаевич Тихомиров оставил заметный след в изучении текстологии, биографии и творчества Достоевского. Он обладал энциклопедическими знаниями, оригинальной методикой эвристических исследований, огромной эдиционной практикой, искал и находил новые источники, документы, публиковал автографы Достоевского. Его деятельность многогранна: он был учителем, университетским преподавателем, ученым, музейным работником, редактором, автором увлекательных книг и статей. Много усилий он посвятил изданию рукописей, записных книжек и тетрадей, текущих номеров журнала «Неизвестный Достоевский» и томов Полного собрания сочинений Достоевского в авторской орфографии и пунктуации, книг в издательстве «Vita Nova» и др. Очевидна необходимость программы сохранения наследия Б. Н. Тихомирова. Необходимо издать электронную библиотеку трудов ученого. Особого значения заслуживают его комментарии и маргиналии. Маргиналии – оригинальный жанр исследователя. Для него книги были не только источником знаний, но и инструментом познания. На их страницах стоят его отметки, замечания и примечания. Они достойны публикации. Борис был готов прокомментировать всего Достоевского. До реализации этого замысла осталось несколько томов. Отдельным изданием следует опубликовать его комментарии к «Евангелию Достоевского». Предстоит продолжить дело Бориса Тихомирова.Ключевые слова Достоевский, Тихомиров, наследие, Петербург Достоевского, некролог, память, эвристика, комментарии, маргиналии, источники, методDOI: 10.15393/j10.art.2025.8181
|
© 2011 - 2025 Авторские права на разработку сайта принадлежат ПетрГУ
Разработка:кафедра классической филологии, русской литературы и журналистики, РЦНИТ ПетрГУ
Техническая поддержка:РЦНИТ ПетрГУ
Политика конфиденциальности
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой конфиденциальности.

