29956

<РО ИРЛИ, ф. 100, № 29956. Письмо анонима к Ф. М. Достоевскому.>
9го Iюня. Среда.
С. Петербургъ

Милостивый Государь

Ѳедоръ Михайловичъ!

Позвольте утрудить Васъ прочтеніемъ этихъ строкъ, которыя я пишу въ роковое для меня время, когда-бы, казалось, незачѣмъ и писать, но я вчера прочелъ Вашъ Майскій № Дневника, и тамъ нашелъ нѣсколько строкъ относящихся къ моему теперешнему состоянію и къ моей, вчера-же, только-что принятой рѣшимости. Вы, въ главѣ: «Одна несоотвѣтствующая идея» говорите: «Есть, наконецъ, и парадоксалисты, иногда очень честные; но большею частью бездарные; тѣ особенно если честны, кончаютъ безпрерывными самоубійствами.» и далѣе: «Русская земля какъ будто потеряла силу держать на себѣ людей». Не знаю, какъ другіе, но я себя парадоксалистомъ не считаю, однако большинство знающихъ меня – считаютъ парадоксами мои убѣжденія, или большую ихъ часть. – Напримѣръ, вы вотъ упомянули слово: независимость  я этой идеи, этого понятія, какъ не вытекающаго изъ сути вещей, какъ неимѣющаго почвы и raison d’etre – вовсе не признаю. Это отвлеченіе и отвлеченіе невозможное. Гдѣ она, независимость? Что есть независимого? Все одно за другое цѣпляется, одно другому подчиняется – независима только одна та сила, сила бытія и необходимости, т. е. то что одни называютъ Богомъ, другіе клѣточкой, третьи неизвѣстнымъ, недоступнымъ духомъ – однимъ словомъ: Великая Тайна. Но тайна и останется тайной, и въ этомъ-то именно и заключается весь смыслъ нашего существованія, весь циклъ условій, въ которомъ стоитъ міръ. Вы видите, это атеизмъ, (по крайней мѣрѣ, такъ понимаютъ его) но я1 прошу Васъ не относитесь къ этому слову съ предвзятыми идеями и даже чувствами,

// л. 1

такъ какъ въ васъ, какъ въ христіанинѣ, и глубокомъ христіанинѣ, чувство всегда идетъ впередъ… Мнѣ хочется лишь спросить Васъ, правъ я или нѣтъ, и для этого скажу, предварительно, два слова о себѣ. Я не мыслитель, я даже необразованный человѣкъ. Я былъ въ учил. Правовѣдѣнія, чтò, кромѣ легкомыслія и пошлости, можно было оттуда вынести? (Не говорю о той условной, спеціальной и мизерной честности, о которой много кричали въ былое время – она кое-что, микроскопическое, но все-таки сдѣлала, хотя съ формальной, поверхностной точки зрѣнія)Духъ воспитанія былъ скверный, нравственная сторона безобразна колосально! Поощрялись мелкія, жалкія стремленія; порыванія къ отличіямъ, лакейство и вмѣстѣ съ тѣмъ удивительное самомнѣніе – Преподаваніе (при мнѣ) шло плохо. Кое-кто кое-какъ и кое-о чемъ читалъ. Взяли было Павлова — (профессора ученаго и человѣка великолѣпнаго) да сейчасъ-же и прогнали – зарàза, молъ! – Обращеніе пожарнаго маіора, Директора, ученаго автора блистательной монографіи о русскомъ государственномъ цвѣтѣ, и всей свиты его – было недостойное. Розги, (при мнѣ, повторяю) были не только акціомой, но каждую субботу появлялись въ видѣ правильной, строевой, такъ сказать, и неизбѣжной дёрки. И такъ далѣе, и т. д! Кажись, не ахти какое воспитаніе и образованіе. Я былъ уже во 2м классѣ (на предпослѣднемъ курсѣ), когда вслѣдствіе необдуманной и, конечно, ненужной и глупой дерзости, долженъ былъ оставить этотъ Храмъ будущихъ жрецовъ Ѳемиды. И вотъ, сперва судьба бросила меня на службу, но тамъ я не ужился тоже. Отвратительное домашнее воспитаніе и школьная выправка приносили свои плоды: легкомысліе, отсутствіе принциповъ, задачъ, непониманіе полное какъ себя такъ и вообще смысла жизни!.. Не

// л. 1 об.

ужившись на противномъ мнѣ бюрократическомъ поприщѣ, я попробовалъ прожить нѣсколько лѣтъ въ деревнѣ, занимаясь хозяйствомъ, природой и чтеніемъ. Я уже началъ чувствовать приливъ новыхъ ощущеній и даже силу какую-то, я сталъ читать критически. Ренанъ прельстилъ меня, Милль былъ глубоко симпатиченъ, Бокль открывалъ мнѣ смыслъ исторіи, но Дарвинъ, вотъ кто все во мнѣ перевернулъ, весь строй, всѣ мысли – Я упивался этой новой, ясной и, главное, положительно-точной картиной міра! Я сдѣлался другимъ человѣкомъ. Фейербахъ докончилъ въ области духа тò что Дарвинъ началъ въ области фактовъ. Я потерялъ чувство (т. е. религію) но пріобрѣлъ мысль и убѣжденіе. Однако, случай меня, въ жизни, не баловалъ – Цѣлымъ рядомъ несчастно-сцѣплявшихся обстоятельствъ (ужь, конечно, не безъ вины и ошибокъ, съ моей стороны) – я дошелъ до безвыходнаго положенія – Я такъ ловко устроился, что пришлось убѣдиться, что я лишній человѣкъ, дурное, сòрная трава, не опора а бремя для семьи!! (а у меня 3ое дѣтей – Вотъ кого жалко покинуть, а надо) – Я здраво, математически вѣрно опредѣлилъ безъисходность положенія и весь вредъ моего существованья – и рѣшился умереть. (Семья, понятно, обезпечена болѣе или менѣе – да и помощь ей и нравственная и физическая тоже обезпечена). Какъ вы полагаете: не тяжело-ли землѣ носить такихъ субъектовъ?… Повѣтріе самоубійства можетъ быть лишь между гимназистами, пылкими, слабыми дѣвушками да еще между мучениками-пролетаріями – но самоубійство – результатъ всесторонняго обсужденія всѣхъ шансовъ, самого смысла жизни и своего собственнаго я – это не преступленіе и даже не ошибка, это – право. – И въ исторіи бывали примѣры самоубійствъ логически-необходимыхъ, поражавшихъ своею грандіозностію (Напр. Николай I. – Узкій политикъ, деспотъ, чтò угодно, но характеръ цѣльный, выдержанный, chevalіer de ses idées! – до конца себѣ вѣрный. – Увидѣлъ онъ, что сталъ невозможенъ и предпочелъ смерть уступкамъ и униженію въ своихъ вѣрованіяхъ и убѣжденіяхъ – типъ цѣльный, повторяю,

// л. 2

и смерть его – великая картина!) Куда хуже эти водянистые, размазанные черты, которыя мы видимъ въ основѣ всѣхъ нынѣшнихъ дѣлъ. Правая рука даетъ, а лѣвая отнимаетъ украдкой. Даны всякія реформы, а главное, тò безъ чего реформы не стоютъ ни гроша, тò чтò должно предшествовать политическимъ правамъ народа – тò не дано! Я разумѣю – настоящія, свободныя и обязательныя народныя школы, а не à la графъ Толстой (министръ), не съ дворянской стражей. (Волка стеречь овецъ не ставятъ!) Оттого-то долго еще людей не будетъ и дѣло будетъ идти вкривь и вкось! Судьи не умѣютъ вопроса поставить, присяжные лишены концепціи и смѣлости, неумѣлы и робки. Адвокаты – разбойники и шулера. Гадко! а земства? а дума? а община? Гдѣ единодушіе, гдѣ смѣлая и честная правда? гдѣ пониманіе своего дѣла? Все идетъ ощупью, шатко, путаясь, кое-какъ, неувѣренно и лишь съ трепетомъ справляясь, время отъ времени: такъ-ли сказано въ Реформ-Указѣ2? Да, гадко и скверно, М Г, а въ будущемъ сколько еще горя, ошибокъ и бѣдствій! И жить-то на Русской землѣ нельзя ужь лучше Батый, Iоаннъ IV, все что угодно, а не эта двуличная, полицейско-либеральная комедія, безъ людей и принциповъ! Бѣжать надо, и многіе бѣгутъ – была-бы возможность – пошелъ-бы умирать къ Боснякамъ, но – не имѣя возможности – рѣшился покончить съ земнымъ; беру маленькую и миленькую игрушку, но играю ею одно мгновеніе и всему конецъ! Нѣсколько дней осталось для дѣловыхъ, необходимыхъ распоряженій – и потому, если хотите и найдете время, напишите словечко – Я васъ очень полюбилъ и уважаю, даромъ что вы мистикъ, но вы – честная душа, а много-ли такихъ? Дѣлайте свое дѣло – человѣчество васъ не забудетъ. Повѣрите-ли, я въ дверяхъ могилы – а на сердцѣ стало тихо, мирно и ясно! Въ мать-природу иду. Изъ нея и въ нее. Вотъ и Тайна! не она-ли? – Уважающій Васъ

N. N.

P. S. Если соблаговолите отвѣтить, то немедля, время дорого. – Адресъ С. Петербургй Почтамтъ, poste restante Гну X. Y. Z. съ девизомъ: «Отъ вѣры къ невѣрію» или, лучше: «Отвѣтъ на исповѣдь»

// л. 2 об.

 

Его Высокоблагородію

Федору Михайловичу

Достоевскому.

Въ Старую Руссу.3

Греческій проспектъ, подлѣ Греческой церкви, д. Струбинскаго, № 6.

(Confessіo morituri)

1) 12 IЮН 1876 СТАРАЯ РУССА; 2) 10 IЮН 1876 ПЕТЕРГОФЪ. – Ред.>
1) 10 IЮН. 1876 С. ПЕТЕРБУРГЪ; 2) 10 IЮН. 1876 ПЕТЕРГОФЪ; 3) 10 IЮН. 1876 НОВГОРОДЪ. – Ред.>

// л. 3

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Вместо: я – было: п

2 Вместо: Реформ-Указѣ – было: Реформ-Указе

3 Вместо: Въ Старую Руссу – было: С. Петербургъ.